Лилия Илюшина

Вопрос «Как улучшить память ребенка?» интересует многих родителей. Особенно остро он встает с поступлением малыша в школу, где требуется запоминать большие объемы информации.

Феноменальной слуховой памятью обладал Вольфганг Амадей Моцарт. 14-летним подростком он как-то оказался в соборе Святого Петра в Риме, где звучала прекрасная органная музыка, ноты которой держались в тайне. Придя домой, юный музыкант записал услышанное им произведение по памяти. И как позже выяснилось, не сделал ни единой ошибки!

 

Потренируйтесь со своим ребенком

«10 слов»

Зачитайте ребенку список, например: утро, корова, летчик, лыжи, трамвай, река, картина, кольцо, садовник, карандаш. А затем попросите его повторить. Если дошкольник 6-7 лет в состоянии воспроизвести 5–6 слов – это замечательный показатель кратковременной памяти. Напомните ему те слова, которые он забыл. А примерно через час вернитесь к упражнению. Теперь пусть ребенок без подсказки вспомнит все, что он называл. Долговременная память считается очень хорошей, если малыш вспомнил хотя бы 7–8 слов.
«Повтори звуки»

Предложите ребенку закрыть глаза и не открывать их в течение минуты. Ваша задача – издать ряд звуков: пошуршать газетой, постучать ложечкой о стенку чашки, пощелкать пальцами, позвенеть в колокольчик… Попросите ребенка повторить изданные вами звуки в той последовательности, в которой он их услышал.
Зрительная память французского художника Гюстава Доре была  удивительна – живописец мог без труда написать точную копию картины, виденной им всего раз.

Этот вид памяти напрямую зависит от нашей наблюдательности и способности к концентрации внимания. Развить столь ценные качества также помогут специальные упражнения.
«10 картинок»

Возьмите 10 изображений различных предметов. Пусть ребенок рассмотрит их, а спустя 30 секунд назовет то, что удалось запомнить. 6–7 картинок из 10 – прекрасный результат для 6–7-летнего возраста. Затем покажите те картинки, о которых он забыл. А через час попросите вспомнить все изображения. Об отличных показателях долговременной памяти можно говорить, если названо 7 и более картинок.
«Найди 10 отличий»

Хорошие результаты могут принести регулярно выполняемые задания из серии «Что изменилось на картинке?», «Найди два одинаковых предмета» и пр. Их без труда можно отыскать в развивающих книжках и детских журналах.


Тактильная память

Она особенно развита у потерявших зрение. Но ее можно и нужно тренировать всем. Мы запоминаем ощущения, которые испытываем, прикасаясь к чему-либо. Возьмите несколько предметов с различной поверхностью – деревянные и металлические, теплые и холодные, гладкие и шершавые. Предложите малышу закрыть глаза, потрогать их, а затем пусть он попытается угадать, что у него в руках.
Приемы мнемотехники: вспомнить всё…

 

Чудесные превращения

Помните мультфильм про пластилиновую ворону, которая превращалась в корову, собаку, дворника и двух страусов – доброго и злого? Мнемотехнический прием, о котором пойдет речь, основан на том же принципе. Назовите первое слово и попросите ребенка во что-то мысленно его «превратить». У предмета или существа могут отрастать уши, лапы, хвост… В своем воображении малышу разрешено всячески изменять его форму, размер, цвет, совсем как если бы из большого комка пластилина он поочередно создавал разные фигурки. Например, первое слово «карандаш». Вдруг он начинает растягиваться, делается мягким, гибким, очень тонким. Затем скручивается, сворачивается – и вот уже перед нами клубок ниток, из которого начинают расти иголки. Клубочек оживает и превращается в ежика.

В зависимости от возраста можно совершать от 10 до 20 чудесных превращений, после чего юному волшебнику предстоит вспомнить весь ряд слов: карандаш, клубок, ежик и т. д. Если с легкостью названы все, надо усложнить задачу – следующую цепочку сделать длиннее на 3–4 элемента.

 

Метод Цицерона, или Всему свое место

Заключается он в том, чтобы мысленно расположить образы, которые необходимо запомнить, в хорошо знакомом пространстве – например, в собственной комнате.

Предложите ребенку запомнить 10 слов, к примеру: зонт, стрекоза, море, слон, конфета, сад, ворона, кастрюля, апельсин, ложка. И объясните, как все вышеперечисленное нужно «размещать» в помещении, чтобы потом без труда извлечь из памяти:

«Большой зеленый зонт мы «повесим» на ручку двери, стрекозу увеличим до гигантских размеров и «посадим» на ковер, висящий на стене. Море пусть бушует в телевизоре, слон (его мы уменьшим его до размеров спичечного коробка) будет прогуливаться под сенью фикуса, растущего на подоконнике. Огромную конфету в ярком фантике мы «разместим» на балконе – она так велика, что едва там помещается. Цветущий сад «разобьем» на полу. Ворону «посадим» на люстру».

В итоге для того, чтобы воспроизвести потом цепочку слов, придется всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Пользуясь этим методом, нужно соблюдать правило: маленькие предметы лучше увеличивать до больших размеров, а большие уменьшать (что мы и проделали со слоном и стрекозой).


Сочиняем рассказ

Еще один способ запомнить как можно больше слов, картинок или предметов – придумать историю с их участием, связный рассказ, где каждому из элементов отведена роль. Предположим, перед ребенком разложен ряд карточек, на которых изображены: кошка, книга, апельсин, месяц, кровать, мышь, шляпа и т. д. Рассказ малыша может быть таким: «Кошка читала книгу, на одной из страниц которой был нарисован апельсин. Наступил вечер, на небе появился месяц. Кошке захотелось спать, она отправилась в свою кроватку и заснула. Во сне она увидела мышь в шляпе».

Выполняя это упражнение, необходимо учитывать, что слова между собой нужно связывать по порядку. И еще: чем невероятнее и забавнее получилась история, тем больше шансов, что ребенок воспроизведет все заданные слова.

Статья для написана для журнала «АВС — гид»: http://www.abc-gid.ru/