Лилия Илюшина

Гиперактивные дети как юла: они непрерывно крутятся, вертятся, находятся в постоянном движении, не имея сил устоять на месте, то и дело отвлекаются, будучи не в состоянии удерживать внимание на чем-то одном. «Он просто невыносим!» – стонут воспитатели и учителя. «Хороший, когда спит…» – вздыхая, говорят о своем чаде родители.

Он не нарочно! По-другому просто не получается

Иногда, доведенные до отчаяния родители применяют к маленькому непоседе строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков, а то и ремня. Но все это не дает положительного результата, что неудивительно. Ведь в отличие от здорового, но строптивого или избалованного малыша, который может, но не хочет хорошо себя вести, гиперактивный ребенок непоседлив не из-за того, что избалован или плохо воспитан.

Все дело в особенностях его нервной системы, которые, как известно, невозможно контролировать сознательно. При всем желании такой ребенок не может «взять себя в руки» усилием воли, у него это просто не получается!

Изменить ситуацию, скорректировать проявления детской гиперактивности, помочь маленькому человеку стать более внимательным – можно.

Однако для начала, нужно разобраться, действительно ли ребенок гиперактивен.

Как это выглядит

Сказать про него, что он непоседа – не сказать ничего. Он не ходит, а носится вихрем, роняя предметы и опрокидывая кастрюли с супом, падает сам, разбивая коленки, набивая шишки и синяки…

Гиперактивный ребенок не в состоянии предугадывать последствия своих поступков, кроме того, он абсолютно не умеет учиться на собственных ошибках, раз за разом наступая на одни и те же грабли.

Сначала сделал, потом подумал, это про него

Такие дети очень часто попадают в различные неприятные истории, – именно они наиболее подвержены травмам, постоянно теряют свои вещи и теряются сами. Жажда новых впечатлений влечет юного непоседу от одного объекта внимания к другому, поэтому стоит лишь на секунду выпустить его руку, как он уже несется прочь. Куда? Да он и сам не знает. Зачем? Не имеет никакого понятия.

У большинства гиперактивных детей наблюдаются те или иные нарушения сна, – уже в 1,5-2 года такой ребенок может перестать спать днем, а вечером его бывает нелегко уложить в постель из-за нарастающего возбуждения. С трудом засыпая, он тревожно спит.

Помимо сверхподвижности у таких детей наблюдается и нехватка внимания. В педиатрии это так и называется «синдром дефицита внимания». Долгое время концентрироваться на одной книжке, игрушке или занятии – задача совершенно непосильная для гиперактивного малыша.

Особенно заметным это становится при поступлении в детский сад или школу, где его имя, конечно же, – постоянно на устах воспитателей и учителей.

Гиперактивный ребенок абсолютно не умеет учиться на собственных ошибках, раз за разом наступая на одни и те же грабли.

Никто не виноват

Причин детской гиперактивности существует великое множество: это и наследственность (один или оба родителя тоже были гиперактивными), и внутриутробная гипоксия плода, и стрессы, которым была подвержена будущая мама во время беременности, и неблагополучное течение родов и многое другое. Но, как бы то ни было, наша задача – не искать виновных (что произошло – то произошло), а помочь ребенку выправиться. Это, к счастью, возможно.

Если вам показалось, что вышеописанные симптомы имеют отношение к вашему чаду, – стоит обратиться к невропатологу, который поможет прояснить ситуацию и, при необходимости, назначит лечение. Эффективней процесс коррекции пойдет, если в работу включится и детский психолог. Однако усилия специалистов могут пропасть даром без активных действий со стороны родителей.

Что делать родителям гиперактивного ребенка

Для того чтобы гиперактивные дети не досаждали родителям, сверстникам, воспитателям детского сада и учителям, стоит направить их энергию в мирное русло. Так и синдром дефицита внимания, присущий большинству таких чад, можно минимизировать рядом упражнений.

  • Гиперактивному ребенку, как никакому другому, нужен режим дня. Так как в его душе царит настоящий хаос, необходимо, чтобы ежедневная жизнь маленького человека была структурирована и подчинена расписанию. Его можно составить совместно с ребенком и, красочно оформив, повесить на стену в его комнате. А главное – четко и последовательно придерживаться распорядка.
  • Старайтесь ежедневно уделять некоторое время упражнениям, развивающим внимание. Это могут быть задания: «Найди отличия», «Что изменилось на картинке», «Срисуй образец», «Пройди лабиринт» и прочее. Благо, что журналов и книжек-развивалок с подобными заданиями сейчас продается в изобилии. Главное – не переусердствуйте: пусть занятия длятся лишь 5 – 10 минут, важно сделать их регулярными.
  • Развитию внимания могут помочь старые, добрые игры: «Съедобное – несъедобное», «Да и нет – не говорить, черное и белое – не называть». Особенно они хороши тем, что не требуют особых условий – в них можно играть на прогулке или по дороге куда-нибудь.
  • Прекрасно успокаивает и снимает напряжение работа с глиной и лепка из пластилина. А так же – игра с песком, водой и рисование красками с помощью пальцев.
  • Не стремитесь раньше времени отправлять свое чадо на развивающие занятия или отдавать его в школу, – не стоит перегружать ребенка интеллектуально. Сверхподвижный и невнимательный, он, неизбежно будет отставать от других детей. Не имея успеха, слыша лишь замечания в свой адрес, он может вовсе перестать стараться.
  • Постарайтесь организовать его рабочее пространство, чтобы ничего не отвлекало его от приготовления домашних заданий: пустой письменный стол – только ручка, учебник и тетрадь, лишенная каких бы то ни было украшений стена, приглушенные, неяркие краски в оформлении детской комнаты.
  • Выплеснуть переизбыток энергии помогут регулярные длительные прогулки на свежем воздухе. Не стоит, выйдя с ребенком на улицу, ограничивать его свободу, – дайте ему возможность вволю порезвиться: побегать, попрыгать, покричать, покидаться снежками… (разумеется, без ущерба для себя и других).
  • Хорошо, если дома будет уголок, оборудованный лесенкой, кольцами и боксерской грушей – прекрасными способами снять нервное напряжение. Большую пользу принесут занятия в кружках и секциях, связанных с движением: танцы, бег, плавание или гимнастика.
  • И главное, – поддерживайте своего ребенка, поощряйте за малейшие успехи, защищайте его. Гиперактивные дети ежедневно слышат в свой адрес такое количество упреков, замечаний и всякого рода критики, они переживают столько неудач, что их самооценка просто не может от этого не страдать.
  • Хвалите его даже за маленькие достижения, акцентируйте внимание на его сильных сторонах: «Да, с математикой у тебя не все блестяще, зато по пению – пять!».
  • Любой человек, особенно маленький, нуждается в людях, которые принимали его безо всяких условий, таким, какой он есть. Кто, если не вы сами, скажет вашему ребенку: «Пусть сейчас не получилось – в следующий раз обязательно получится, я в тебя верю, все у тебя будет хорошо».