Лилия Илюшина

Сегодня на вооружении у психологов есть немало средств, позволяющих решить проблемы ребенка самым, что ни на есть увлекательным и приятным для него способом. Одно из них – сказкотерапия – направление практической психологии и, пожалуй, самый древний психотерапевтический метод.

Сказка как средство диагностики

Сочиняя сказки, передавая их из уст в уста, люди испокон веков учили друг друга житейской мудрости. Если же говорить о применении сказки в психологической работе, то здесь онавыполняет сразу несколько функций. В первую очередь — это средство диагностики. Ведь далеко не каждый ребенок способен открыто говорить о своих переживаниях, формулировать свои проблемы. А откликнувшись на предложение: «Сочини сказку про мальчика 5-ти лет, который живет на соседней улице», — он, так или иначе, опишет свою собственную жизненную историю.

Татьяна Котляренко— семейный психолог, сказкотерапевт, Психологический центр «Семейные развивающие программы»:

Используя метод сказкотерапии, мы можем в мягкой форме узнать, что сейчас тревожит ребенка и помочь ему найти выход из сложившейся ситуации. Поскольку детям близка сказка, ребенок идентифицирует себя со сказочным героем и от лица этого героя говорит о собственных проблемах сказочным языком. Вроде не о себе, но, вместе с тем, о себе и о том, что сейчас его волнует больше всего.

Сказка о Птенце

Например, определить отношение ребенка к предстоящему разводу родителей поможет Сказка о Птенце, которую детские психологи нередко используют в диагностической работе:

«Жили-были на дереве, в гнездышке, три птички: папа, мама и маленький птенчик. Но однажды налетел сильный ветер, ветка сломалось, гнездо упало вниз.

Все три птички тоже оказались внизу, на земле. Папа посидел-посидел, да и вспорхнул на ветку. Мама посидела-посидела, да тоже взлетела и уселась надругую веточку. Что же делать птенчику?»

Предложите ребенку ответить на этот вопрос. Прислушайтесь к тому, что он скажет: «Птенчик тоже полетит на какую-нибудь ветку»; «Он полетит к маме»; «Полетит к папе»; «Он останется сидеть на земле, потому что летать не умеет. Но он позовет на помощь, и тогда родители обязательно спустятся и помогут ему!»… И делайте выводы.

А может, ваш малыш скажет: «Птенчик будет просто сидеть на земле»; «Он попытается взлететь, но у него ничего не получится»; «Птенчик будет продолжать сидеть на месте и его затопчут»;«Он умрет от холода или голода».

Еслиребенок ответит так, то, вероятно, его что-то тревожит, и, возможно, есть необходимость обратиться к детскому психологу.

Лечение сказкой

Другая функция сказки – терапевтическая. Зачастую внушения, нотации и прочие подобные воспитательные меры оказывают на ребенка куда меньшее воздействие, нежели рассказанная ему сказка. Ведь одно дело – выслушивать скучные наставления, а другое – интересную и увлекательную историю.

Татьяна Котляренко:

Сказкотерапевт предлагает вниманию маленького клиента сказку, терапевтическую историю, герой которой попадает в ситуацию, схожую с той, которую переживает он сам. В этой истории заложено решение проблемы ребенка, показан выход. Маленький человек видит, как действует ресурсный герой, и понимает, что и его собственное положение не безнадежно. Он впитывает чужой пример, пользуется косвенной подсказкой.

Взрослые истории

Многие считают, что сказкотерапия подходит только детям, причем самого юного возраста. Между тем, это не так, ведь совершенно очевидно, что в каждом взрослом продолжает жить ребенок…

Татьяна Котляренко:

Если говорить о моей практике, то я больше работаю с детьми и их проблемами, но метод сказкотерапии применим и в консультированиивзрослых. Если в процессе терапии у клиента возникает определенное сопротивление, можно попросить его назвать любимого сказочного героя, вспомнить сказку, придумать историю… Если у человека есть решимость разобраться с собственными проблемами, если он в должной степени мотивирован, – он и сказку вспомнит, и историю сочинит.

Примером того, как, используя символические образы, мы рассказываем о своей жизни и об изменениях, которые с нами произошли, может послужить следующий случай…

Сказка о Садовнике и Золотом цветке

Как-то, проводя детско-родительский тренинг, где в качестве рабочих техник использовались арт-терапия, телесно ориентированная терапия и сказкотерапия, я познакомилась с мамой аутичной девочки. В числе прочих родителей, она должна была придумать и рассказать свою собственную сказку. Эта женщина поведала нам сочиненную ей историю о Садовнике и Золотом цветке.

Главный герой сказки – садовник – трепетно ухаживал за своим Золотым цветком. Цветок тот был очень нежным, нуждался в особо бережном отношении. Садовник всячески окружал его заботой: поместилв оранжерею, регулярнополивал,берег от сквозняков… Но, помимо ухода за цветком, у Садовника были и другие дела. Однажды ему пришлось куда-то отлучиться по одному из таких дел. Оночень волновался, оставив цветок без присмотра. А тут, как на грех, разразилась буря: подул сильный ветер, хлынул ливень, посыпал град… Когда Садовник подходил к оранжерее, сердце его сжалось от тревожного предчувствия.

Предчувствие его не обмануло: оранжерея была полностью разрушена, стекла выбиты, двери сломаны. А посреди этого погрома… рос себе Золотой цветок – целый и невредимый. И тогда Садовнику стало ясно, что цветок его не так уж беззащитен, как ему казалось, — хрупкий с виду, он, тем не менее, достаточно силен для того, чтобы справляться с бурями и противостоять трудностям.

Нетрудно догадаться, что, рассказывая о заботливом Садовнике, женщина говорила о себе. А Золотой цветок, конечно же, ее дочка страдающая аутизмом. Будучи мамой непростого ребенка, участница нашего тренинга тревожилась о состоянии своего малыша, окружала ее заботой. А в какой-то момент к ней пришло осознание того, что у девочки уже есть необходимые ресурсы для того, чтобы самостоятельно справляться с трудностями.

Конечно, сказкотерапия – не панацея, но потенциал «сказочного лечения» трудно переоценить. Впустите в свою жизнь сказку, и волшебные превращения не заставят себя ждать…