Лилия Илюшина

«Познай себя, и ты познаешь весь мир!» – говорили древние. Психологам давно известно, что в увлекательном деле психодиагностики самого себя и других неоценимую роль играют рисуночные тесты. Они позволяют разглядеть зашифрованные в рисунке наши бессознательные импульсы и переживания, помогают заглянуть в потаенные уголки собственной души. Ведь изображая что-либо на листке бумаги, мы, так или иначе, рисуем самих себя.

Что скрывал Карлсон

Помните, как похвалялся своими выдающимися художественными достижениями Карлсон? И как был удивлен Малыш, когда обнаружил в квартире «самого лучшего в мире рисовальщика» единственный, одиноко висящий на стене лист бумаги, в нижнем углу которого сиротливо притаился крохотный петушок? «Очень одинокий петух» – так называлось произведение.

Что можно сказать об авторе этой картины – Карлсоне? Увы, что бы там ни вещал о себе «самый лучший рисовальщик петухов», «товарищ по играм», «истребитель плюшек» и, казалось бы, весьма уверенный в себе мужчина в самом рассвете сил, – на самом деле он одинок ничуть не меньше, чем сотворенное им пернатое. Кроме того, судя по рисунку, он имеет крайне низкую самооценку и, вероятно, находится в депрессии.

Рисуночный тест «Человек под дождем»

Понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, чтобы справиться с ударами судьбы, можно узнать, предложив ему нарисовать человека под дождем. Этот рисуночный тест достаточно информативен и довольно часто используется в психодиагностике.

Нам понадобится:

Лист бумаги формата А4, простой карандаш (желательно мягкий) и ластик.

Нарисуйте на листе бумаги человека под дождем

Нарисовали? Читайте интерпретацию рисунка …

Это продолжение статьи «Человек дождя»

Прежде чем приступить к интерпретации рисунка, постарайтесь «войти» в него, почувствовать, какое настроение у изображенного на нем героя. Какое впечатление производит увиденная вами картина? Какие эмоции она вызывает?

Это важно понять, ведь перед нами не что иное, как автопортрет художника на фоне стрессовой ситуации. В качестве символического стресса в данном случае выступает дождь. Как поведет себя настигнутый стихией человечек на рисунке? Попытается спрятаться или убежать? Сумеет защититься от непогоды, облачившись в непромокаемый плащ? Раскроет зонт? Наденет резиновые сапоги? Или будет беспомощно стоять на месте, поливаемый струями дождя? Впрочем, может, он как раз любит дождик, и не имеет ничего против того, чтобы иногда побегать по лужам…

Интерпретация рисунка:

Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя на рисунке могут свидетельствовать о том, что и в реальной жизни рисовавшего в данный момент наблюдается «ненастная погода». Возможно, он пребывает в подавленном состоянии или депрессии.

Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека, символизируют его чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами.

Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже) часто изображают люди чувствительные, не обладающие «толстой кожей», долго переживающие собственные неудачи и удары судьбы.

Радуга или выглядывающее из-за туч солнце – символы надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, счастливое избавление от проблем, которое придет извне.

Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя говорят об умении рисовавшего защищаться от житейских бурь, принять, в случае необходимости, вызов судьбы и постоять за себя.

Изображение человека помещено в угол листа – возможно, депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность.

Слишком маленькая фигура – свидетельство низкой самооценки, потребность в поддержке.

Фигура находится в движении – склонность к активным действиям. При этом важно понять, какой характер эти действия носят. Например, человек может спасаться от стихии бегством, может метаться в панике, поливаемый струями дождя, а может и беспечно скакать по лужам, не испытывая ровным счетом никакого дискомфорта. В последнем случае можно говорить о том, что рисовавший имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам.

Пол изображенного человека тоже служит показателем того, какой тип реакции на стресс присущ испытуемому.

Мужская фигура на рисунке говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее.

Женская фигура – напротив: пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще.

Возраст человека на рисунке иногда не соответствует возрасту того, кто его рисовал. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного может говорить о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах.

Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки указывает на сильно выраженное в авторе детское начало.

При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным, – велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится: «возьмет под свое крыло» или «тучи разведет руками».

Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем, может натолкнуть на мысль об изрядном оптимизме автора (увы, не всегда оправданном).

Руки символизируют активность и общительность.

Руки, широко расставленные в стороны, – признак высокой контактности, открытости и экстраверсии.

Плотно прижатые к телу или спрятанные за спиной – интровертность, замкнутость.

Отсутствие рук – беспомощность, неприспособленность к жизни.

Ноги – символ опоры, практичности и устойчивости.

Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль – уверенность в себе.

Слишком маленькие – могут говорить о пассивности, зависимости от других, несамостоятельности, слабой ориентации в быту, – человек как бы «не стоит на ногах».

Шея – символ контроля, показывающий связь сферы контроля (головы) со сферой влечений (телом).

Слишком длинная или подчеркнутая шея – потребность контролировать собственные импульсы.

Слишком короткая шея или ее отсутствие – регулярные уступки своим желаниям и слабостям.

Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека, могут говорить о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне.