Известно ли вам, что 26 минут сна могут повысить вашу производительность на 34%? Что во сне мозг не прекращает работать и бывает даже активнее, чем в период бодрствования? Что мужчины и женщины принимают решения совершенно по-разному? И о том, что каждые 10 минут нашему мозгу требуется небольшой перерыв, чтобы восстановить способность к восприятию информации? Об этом и многом другом можно узнать из книги Джона Медины «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям», вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

 

В своей книге Джон Медина рекомендует для стимуляции мозга различные физические нагрузки, в частности, длинные пешие прогулки. Он считает, что если бы участники корпоративных встреч шагали во время мозговых штурмов по беговым дорожкам со скоростью 3 км в час, то идей у них рождалось бы намного больше.

 

Тем, кто устраивает презентации или выступает с докладами, доктор Медина советует каждые 10 минут своей лекции «закидывать крючок», сообщая слушателям о особо интересных фактах или  подогревать  интерес аудитории рассказом из жизни. Этому правилу следует и сам Джон Медина, перемежая в своей книге теорию с увлекательными историями, в том числе, и о себе самом.

 

Кроме того, автор рассказывает о том: как сон и стресс влияет на мозг; как мы обучаемся; почему новая информация быстро забывается и как этого избежать… В общей сложности, профессор  Медина сформулировал 12 принципов работы мозга, каждый из который человек может использовать в своей повседневной жизни.  Предлагаем вашему вниманию небольшой отрывок из книги.

 

 

 

Путешествие длиною в жизнь

 

Мы никогда не утрачиваем жажду знаний. Пожалуй, действие этого научного факта заставило меня работать в Вашингтонском университете после защиты диссертации. В1992 гамериканские биохимики Эдмонд Фишер и Эдвин Кребс получили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины. Мне посчастливилось ознакомиться с их работами и побывать в их кабинетах, расположенных недалеко от моего. Когда я приехал в университет, обоим было уже за семьдесят. При встрече с ними первое, что меня удивило: они не были пенсионерами. Ни физически, ни умственно. Спустя долгое время после того, как они заслужили право почивать на научных лаврах, они продолжали активную и продуктивную деятельность в своих лабораториях.

 

Каждый день я встречал их в коридоре, когда они разговаривали о новых данных, обменивались журналами, внимательно прислушивались к идеям друг друга…

Это были очень творческие люди, мудрые, как царь Соломон, и активные, как дети. Их интеллектуальный двигатель не снижал обороты, а любопытство продолжало служить топливом. Ведь способности  человека к обучению не меняются с возрастом. Мы можем всю жизнь оставаться учениками. <>

 

Согласно результатам исследований, некоторые области мозга взрослого человека остаются столь же пластичными, как в мозге ребенка, поэтому он способен формировать новые связи, закреплять существующие и создавать новые нейроны. Этот дар позволяет нам учиться в течение всей жизни.

 

Однако мы не всегда придерживались этого мнения. Еще пять-шесть лет назад в научном мире главенствовало мнение, что человек рождается со строго определенным набором клеток мозга, которые постоянно разрушаются в процессе путешествия от рождения к смерти. И мы действительно теряем синаптические связи (по некоторым данным, в день разрушается до 30 000 нейронов). Однако мозг взрослого человека продолжает создавать нейроны в  тех областях мозга, которые обычно задействуются при обучении. Новые нейроны отличаются той же гибкостью, что и у новорожденных. Мозг взрослого человека на протяжении всей жизни сохраняет способность изменять свою структуру и функции в соответствии с полученным опытом.

Можем ли мы продолжать исследовать мир с возрастом? Думаю, Кребс и Фишер ответили бы утвердительно. Разумеется, не всегда условия жизни способствуют развитию любознательности по мере того, как мы взрослеем. Мне повезло иметь такую работу, которая предоставляет в этом свободу выбора. А еще мне повезло с мамой…

 

От динозавров к атеизму

 

Помню, когда мне было 3 года, у меня вдруг проснулся интерес к динозаврам. Я и не догадывался, что моя мама ожидала этого. С того дня все в доме стало трансформироваться в стиль юрского периода. И триасового. И мелового. На стенах появились изображения динозавров. Я начал находить книги  о динозаврах, разбросанные по полу и на диване. Мама даже называла обед «пищей динозавров», и мы смеялись, пытаясь издавать звуки, подобные голосам динозавров. А потом я вдруг утратил интерес к доисторическим животным, потому что мой школьный приятель заинтересовался космическими кораблями, ракетами и галактиками. Удивительно: мама была готова и к этому.

 

В одно мгновение произошла трансформация от динозавров к Большому взрыву. Плакаты с рептилиями сменили изображения планет, которыми были увешаны стены моей комнаты. Я находил небольшие изображения спутников в ванной. Мама даже доставала из упаковки чипсов «космические монеты», которые я хранил в специальном альбоме.

 

Так проходило все мое детство. Когда я заинтересовался греческой мифологией, мама превратила дом в Олимп. Я проявил интерес к геометрии  - и дома появились все евклидовы атрибуты, а затем их сменил кубизм. Камни. Самолеты. В возрасте 8-9 лет я стал уже сам видоизменять наш дом.

 

Однажды, лет примерно в 14. я заявил матери, что буду атеистом. Она была глубоко верующим человеком, и я подумал. Что подобное заявление просто ошеломит ее. Но вместо этого она ответила: «Хорошо, дорогой», как будто бы я сказал, что больше не хочу чипсов. На следующий день она усадила меня за обеденный стол; на ее коленях я заметил сверток. Она спокойно сказала: «Я слышала, ты теперь атеист. Это правда?» Я кивнул, и она улыбнулась, протянув мне сверток. «Автора этой книги зовут Фридрих Ницше, называется «Сумерки идолов», — сказала мать. – Если ты собираешься быть атеистом, это одна из лучших книг, которую тебе надо прочитать. Приятного аппетита!»

 

Потрясенный, я понял важную вещь: быть любознательным – само по себе очень важно. Предмет моего интереса всегда имел для меня значение, мне никогда не удавалось придушить в себе жажду познания.

 

Большинство специалистов по возрастной психологии полагают, что потребность ребенка в знании – энергия столь же чистая, как алмаз, и притягивающая, как шоколад… Если бы детям позволили оставаться любопытными, они продолжали бы развивать свои естественные наклонности к исследованиям и открытиям, пока им не исполнился бы 101 год. Моя мать понимала это интуитивно.

 

Детям исследование приносит радость. Подобно наркотику, жажда познания только растет и, следовательно, приносит и большое удовлетворение  и немедленное вознаграждение. А если разрешается родителями, продолжается и в школьные годы. Когда дети взрослеют, они понимают, что учение приносит не только радость, но и знания.

 

Правда, когда в первом классе ученикам объясняют, что образование служит им базой, они начинают понимать, что получают знания не потому, что это интересно, а потому, что это может принести им выгоду. Чувство восторга сменяется стремлением получить хорошую оценку. Однако мы верим, что инстинкт любознательности настолько силен, что некоторые люди пренебрегают призывом общества к интеллектуальному отдыху и продолжают работать.

 

Мой дед прожил более 100 лет

 

Мой дед, например,  был таким человеком. Он родился в 1892 году и дожил до 101 года. Он говорил на восьми языках, многое повидал и продолжал жить в своем собственном доме (самостоятельно подстригая траву) до ста лет, оставаясь живым и ярким, как фейерверк, до самого конца. Во время празднования своего столетнего юбилея он отвел меня в сторону. «Знаешь, Хуанито, — сказал он, откашлявшись, — 66 лет разделяли аэроплан братьев Райт и полет на Луну Нила Армстронга». Он покачал головой, изумляясь: «Я родился в эпоху лошадей и колясок, а умру в эпоху космических кораблей. Как же так? – его глаза загорелись. – Я прожил хорошую жизнь!»

 

Через год он умер.

 

Я часто вспоминаю о нем, когда думаю о своих исследованиях. Еще я думаю о своей матери и магической трансформации комнат, которую она создавала. Так же я думаю об экспериментах, которые зачастую используют мои сыновья. По-моему, нам нужно стараться поддерживать в себе огонь любопытства в течении жизни…