Лилия Илюшина

Что такое гиперактивный ребенок – известно всем. В отличие от маленьких «торнадо», гипоактивные дети куда менее заметны. Пассивные, малоподвижные, нерасторопные – они, как правило, остаются в тени своих более проворных товарищей. Между тем, дети с гиподинамическим синдромом точно так же нуждаются в психологической коррекции и особом отношении, как и их гиперактивные сверстники.

Новорожденный гипоактивный младенец очень удобен: он редко плачет и много спит. Он хорошо кушает и быстро набирает в весе. Он ничего не требует и всем доволен. Обычно родителям совершенно не приходит в голову бить тревогу из-за поведения ребенка до тех пор, пока тот не выходит «в люди» — не поступает в детский сад или школу. Особенно – в школу! Именно там становится очевидным, что на выполнение заданий такому ученику требуется куда больше времени, чем его одноклассникам. Он предпочитает отсиживаться на последней парте, «витая в облаках» и «считая ворон», теряется, выходя к доске, а уроки физкультуры – тихо ненавидит. «Тормоз» и «тюфяк» — еще не самые обидные прозвища, которыми награждают его сверстники. «Он ленивый, отстающий, умственно отсталый! Он тянет назад весь класс!» — зачастую жалуются на него учителя.

Между тем, гипоактивный ребенок только кажется ленивым или умственно неполноценным. Все дело в минимальной мозговой дисфункции (ММД), одним из проявлений которой может являться гиподинамический синдром. В результате родовой микротравмы подкорковые структуры головного мозга были повреждены, стимуляция их активности слаба. В итоге, у родителей и учителей возникает ощущение, что если такого ребенка постоянно не тормошить – он так и будет постоянно пребывать в своем сонном царстве. Так ли это на самом деле? Как правильно себя вести, если у вашего ребенка гиподинамический синдром?

Советы родителям гипоактивного ребенка

- Для начала необходимо определиться – действительно ли в вашем случае имеет место минимальная мозговая дисфункция. Может, медлительность и флегматичность – просто особенности характера вашего чада? Разобраться в этом вопросе поможет нейропсихолог. Он и расскажет о том, как можно скорректировать ситуацию. Обычно, для тестирования таких детей используют методику Тулуз-Пьерона. Дети без ММД выполняют этот тест либо равномерно медленно, либо скорость постепенно нарастает. Точность выполнения задания, при этом, высокая.

Картина выполнения теста гипоактивными детьми с ММД – совсем иная. Она напоминает ступеньку, когда скорость резко возрастает, а точность выполнения задания – очень низка, на уровне патологии.

- Скорость реакций, личный темп у такого ребенка — замедленны, ему постоянно требуется время, чтобы«собраться с мыслями» и «раскачаться».Подстрахуйтесь, «подложите соломку»: знаете, что в школе скоро будут проходить таблицу умножения – начните потихоньку заранее объяснять ребенку новую тему. Собираетесь в поликлинику — заранее сообщите ему: «Через 10 минут нам нужно выйти из дома, чтобы успеть на прием»

- Перед родителями гипоактивного ребенка стоит непростая задача – им бывает трудно сдерживать раздражение, регулярно наблюдая, как долго их медлительное чадо возится, собираясь на прогулку или – не спеша, размазывает по тарелке кашу, вместо того, чтобы ее, наконец, съесть.

Нелегко приходится и воспитателям с учителями, если в доверенном им детском коллективе есть пассивный, заторможенный малыш, ведь его приходится все время подгонять.

Увы, бесконечно повторяемые взрослыми фразы: «Сколько можно!», «Давай быстрей!», «Эх, ты, растяпа…» — не приносят результата. Наоборот, окрики и выговоры приводят лишь к тому, что маленький человек замыкается, теряет всякую уверенность в себе и становится еще более медлительным.

- С гипоактивным ребенком нужно как можно больше разговаривать, не отчаиваясь, если сам он в разговоре практически не участвует, ограничиваясь лишь короткими репликами. Как правило, он внимательно слушает, слышит и «мотает на ус».

- Гипоактивные дети, в большинстве своем, неспортивны и имеют склонность к лишнему весу. А значит – физическому развитию стоит уделить особое внимание. Вряд ли, конечно, ваше чадооткликнется на предложение поиграть с ребятами в «салки-догонялки» во дворе. А вот повесить дома шведскую стенку или купить другой подходящий тренажер и замотивировать ребенка на регулярные занятия – в ваших силах.

- Создавайте ситуации, в которых ваш ребенок мог бы проявить свои сильные стороны, быть успешным. Делая то, что у него хорошо получается, он начинает оценивать себя, как способного и умелого, его самооценка растет. Как правило, такие дети с удовольствием возятся с малышами, ухаживают за животными и растениями. Поручите ему какое-то задание и не забудьте похвалить за успехи.

- Постоянно выражайте свою уверенность в том, что он способен достигнуть вершин в деле, за которое взялся, поощряйте его: «Ты у меня молодец! У тебя все получится!»

- Выбирая школу и учительницу, имейте в виду, что учебные заведения, ориентированные на юных вундеркиндов и те, где обучение происходит по ускоренной программе, нагрузка в которых высока — не для вас. Ваш медлительный, отвлекающийся ребенок неизбежно будет отставать, вызывая неодобрение учителей и насмешки одноклассников. Ориентируйтесь на самую обычную, среднюю школу, отдавайте предпочтение мудрому, опытному педагогу со спокойным, уравновешенным характером.

- Не спешите отдавать ребенка в первый класс раньше времени – о том, чтобы начинать обучение с 6-ти лет не может быть и речи. Планируйте поступление в школу ближе к 8-ми годам.

- Дома предоставьте ребенку возможность работать в том режиме, который будет для него комфортным. Не стоит настаивать на том, чтобы уроки делались в один присест – обязательно устраивайте перерывы в работе, как только почувствуете, что ребенок устал. Сидит с потерянным видом, засмотрелся в окно, положил голову на письменный стол – разрешите ему прерваться на несколько минут.

Упражнения на развитие внимания

Так же, как и гиперактивные, гипоактивные дети обычно плохо удерживают внимание, имеют проблемы с памятью. Им тоже рекомендованы специальные корректирующие игры и упражнения:

1) «Что изменилось?»

Ставим перед ребенком несколько игрушек или небольших предметов (не более семи), предлагаем ему закрыть глаза, и убираем одну игрушку. Открыв глаза, малыш должен ответить, какая игрушка спрятана.

2) «Найди отличия»

Показываем ребенку два почти одинаковых рисунка и просим сказать, чем один из них отличается от другого. Примеры картинок для сравнения можно найти в детских журналах и пособиях – сейчас их великое множество. Или — придумать и нарисовать самим.

3) «Найди одинаковые предметы»

Предлагаем найти на рисунке два одинаковых предмета.

4) «Найди спрятавшийся предмет»

Нам понадобятся изображения различных предметов: фруктов, контуры которых нарисованы друг на друге, одежды, игрушек, геометрических фигур – чего угодно. Задача ребенка – найти, во всем многообразии линий, загаданный предмет.Или – отыскать все, что изображено на листе.

Подойдут и часто печатающиеся в детских журналах задания «Путаницы» и «Лабиринты»

Старайтесь ежедневно уделять время упражнениям, развивающим внимание. Только не переусердствуйте: пусть занятия длятся лишь 5 – 10 минут, важно сделать их регулярными.

Развитию внимания могут помочь и старые, всем известные игры:

- «Съедобное – несъедобное» (мама бросает мячик, а малыш его ловит или отталкивает, в зависимости от того, съедобный ли предмет был назван).

- «Да и нет – не говорить, черное и белое – не называть».

Не стоит думать, что вам предстоит короткий путь к цели. Обнаружив еще в колыбели, что ребенок пассивен, малоподвижен и заторможен, начав терпеливо побуждать его к активности до тех пор, пока то, что требуется, не станет для него привычным, пока ребенок не выучится стимулировать себя сам — родители зачастую добиваются успеха лишь к 10-13 годам.