Наталия Врублевская

Причиной большинства взрослых неврологических недугов (раннего остеохондроза, нейроциркуляторной дистонии, тяжелых мигреней, гипертонии и др.) зачастую является перинатальная энцефалопатия, которую своевременно не лечили. Детям старшего возраста нелеченное (или недолеченное) перинатальное поражение ЦНС грозит развитием сколиоза, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, проблемами со зрением, мелкой моторикой и т. д. Почему же возникает перинатальная энцефалопатия, как проявляется заболевание и каковы методы его коррекции?

Термин перинатальная энцефалопатия (ПЭП), впервые предложенный в 1976 году, является собирательным, он подразумевает наличие у ребенка какого-то неблагополучия со стороны нервной системы, возникшего в период, предшествующий родам, во время самих родов или непосредственно после рождения ребенка. К такому неблагополучию могут привести факторы, которые сопровождаются недостаточным поступлением в кровь плода кислорода, иначе говоря, гипоксией.

Несмотря на то, что в последние годы принято использовать другие наименования неврологических недугов у детей, термин ПЭП по-прежнему остается на слуху, поэтому приходится использовать его.

Причины перинатальной энцефалопатии

Перинатальная энцефалопатия — это нарушения деятельности головного мозга, появляющиеся у ребенка в период с 28-й недели внутриутробного развития до первого месяца жизни. Но ПЭП — слишком общее название недугов такого рода. Врач должен уточнить, что именно  кроется за этой таинственной аббревиатурой. Для этого он выясняет анамнез — возможные причины настоящего заболевания.   Угроза выкидыша, токсикозы, инфекционные заболевания в период беременности, хронические патологии почек, мочевого пузыря, печени, сердца, глаз, воспаление придатков у будущей мамы — вот далеко не полный список причин, по которым может нарушиться развитие мозга плода. Огромную роль играют в этом и вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики.

Неблагоприятное воздействие на нервную систему может оказать акушерская патология (неправильное положение плода, затяжной или стремительный характер родов, наложение щипцов или вакуум — экстрактора, кесарево сечение), особенности анатомического строения таза матери. Очень часто поражение головного мозга при этом может сочетаться с травмой шейного отдела позвоночника.

Весьма опасно обвитие пуповины, приводящее к асфиксии — острому кислородному голоданию мозга плода. Так как ткани головного мозга очень чувствительны к недостатку кислорода, у ребенка может возникнуть перинатальное поражение нервной системы.

От гипоксии страдают механизмы, регулирующие объем и распределение спиномозговой жидкости. Излишнее ее скопление приводит к водянке мозга (гидроцефалии) либо к повышению внутричерепного давления (гипертензивный синдром).

Только без паники

Драматизировать ситуацию с ПЭП не стоит. Сам по себе диагноз ПЭП неконкретен. Этот расплывчатый диагноз ставят всем новорожденным, имеющим ту или иную неврологическую симптоматику. Он скорее обозначает некоторую дисфункцию центральной нервной системы, причину которой нужно уточнять. Чаще всего речь идет о реакции нервной системы на соматические заболевания и значительно реже — о патологии головного мозга. Частота стойких неврологических нарушений в раннем возрасте довольно стабильна и обычно не превышает 0,5-1%. Ткани головного мозга имеют огромные компенсаторные возможности, поэтому нетяжелые отклонения хорошо поддаются лечению.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают или становятся настолько незначительными, что никак не влияют на дальнейшее развитие. Примерно у четверти детей ПЭП приводит к некоторой задержке темпов психофизического и речевого развития, нарушениям сна и так называемой минимальной мозговой дисфункции (ММД), или, по новой Международной классификации болезней, резидуальной энцефалопатии. Это заболевание проявляется гиперактивностью, быстрой утомляемостью, нарушениями речи и трудностями в обучении.

В каком случае бить тревогу?

Если в первые недели жизни

- ребенок плохо сосет, поперхивается, его крик очень слабый;

- у него отмечается снижение двигательной активности, а также отсутствие реакции на звуковые раздражители;

- он запрокидывает головку назад, срыгивает после каждого кормления (часто фонтаном), вечером его приходится долго укачивать, сон плохой, часто просыпается;

- глазки у ребенка выпучены и в то же время опущены вниз, а над радужкой видна белая полоса. Медики называют это «синдром восходящего солнца», или «синдром Грефе»;

- малыш плачет во время кормления — это один из косвенных признаков повышенного внутричерепного давления, так как головные боли усиливаются при сосании. Он откидывает головку назад, делает движения головкой, как будто говорит «нет-нет». Часто при повышенном внутричерепном давлении у ребенка выбухает большой родничок.

В возрасте трех месяцев неблагоприятными являются такие проявления:

- двигательная скованность, сгибательные движения малышу удаются лучше, чем разгибательные. У детей с гипертонусом трудно разжать ручки и ножки. Снижение  мышечной силы и своеобразная «поза лягушки» — признаки гипертонуса. В положении лежа на животе такие дети неуверенно и недолго держат головку. Для низкого тонуса характерны вялость, мягкие подвижные суставы. До трех месяцев у детей часто наблюдается физиологический гипертонус.

- блуждающие движения глазных яблок без фиксации взгляда на предметах. Дрожание рук, подбородка при сильном плаче или испуге;

- увеличение размера головы больше чем на 3 см в месяц (врач вполне может заподозрить гидроцефалию).

В 6 месяцев родителей должно встревожить, если малыш не проявляет радости, не смеется, игрушки не вызывают у него интереса. Ребенок мало двигается, не переворачивается или переворачивается в одну сторону, не захватывает игрушки, не перекладывает их из руки в руку. В 7-9 месяцев к неблагоприятным факторам следует отнести:

- отсутствие реакции при попытке взрослых играть с ребенком;

- бедность эмоций;

- неумение самостоятельно садиться;

- стремление брать предметы, играть, действуя предпочтительно одной рукой.

Следует встревожиться, если в возрасте года ребенок не понимает простейших просьб, его игра носит исключительно разрушительный характер. Речь состоит из отдельных звуков. При попытке поставить ребенка на ноги он делает несколько шагов «на носочках». Просыпаясь, малыш плачет. В дальнейшем должны вызывать опасения плохая координация движений у ребенка, нарушение походки, отсутствие навыков самообслуживания и опрятности. В дошкольном возрасте к неврологическим проявлениям последствий ПЭП относится задержка речевого развития. Задача родителей -вовремя забить тревогу и обратиться к детскому неврологу. Никакая самодиагностика и самолечение со стороны родителей здесь недопустимы.

Даже абсолютно здорового на вид малыша надо обязательно показать неврологу не позднее, чем на втором месяце жизни. В течение первого года – еще дважды. Любящие родители должны знать примерные темпы развития здоровых детей, и любая задержка развития ребенка не должна остаться без их внимания. Не стоит недооценивать легкие и стертые формы заболевания. Последствия ПЭП могут проявиться у ребенка в более старшем возрасте. Это могут быть задержка речевого развития и заикание, синдром гиперактивности, нарушения сна, гипертензионный синдром и другие неврологические нарушения.

Неприятности, связанные с последствиями перенесенной ПЭП, подстерегают ребенка и в школьном возрасте.Очень часто это головные боли, дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения), неврозоподобные нарушения, снижение успеваемости, памяти и мышления, синдром дефицита внимания, психопатологическое формирование личности в подростковом возрасте.

Лечение ПЭП

Если ребенку поставлен диагноз ПЭП, не спешите впадать в панику. Все еще можно поправить, особенно если вы не затянули свой визит к неврологу. Важно вовремя поставить диагноз и выполнять все рекомендации врача. Задача родителей – довести назначенное врачом лечение до конца.

При легких проявлениях ПЭП педиатр может назначить лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, успокаивающие травяные настои и отвары для купания и приема внутрь, гомеопатические препараты, хвойные и соляные ванны. При более серьезных нарушениях ребенок наблюдается и у педиатра, и у невролога. Исправляют ситуацию, как правило, препаратами, которые улучшают обмен веществ и микроциркуляцию, восстанавливают клетки мозга. Часто назначаются и витамины группы В: они помогают усилить мозговую активность.

Почти всегда при гипер- или гипотонусе показан массаж. Однако следует помнить, что массаж противопоказан детям с пороком сердца, судорожным синдромом, истощением, в частности глубоко недоношенным детям. Если выраженного порока сердца нет, но малыш вовремя массажа начинает прерывисто дышать, у него меняется цвет кожи, следует немедленно прекратить процедуру.

Режим дня для детей с ПЭП должен быть продуманным и щадящим. После семи вечера с ними не стоит активно играть, иначе возникнут проблемы с засыпанием. Лучше всего если вечером с ребенком будет тихо играть один из родителей. Не позже чем за час до сна ребенка следует искупать. Хорошо действует ванна из настоя трав. Водные процедуры могут быть довольно продолжительными: начиная с 15 минут и до получаса. Полезны также дневные игры с водой. Таким детям рекомендуется плавание.

В ряде случаев врач может порекомендовать госпитализацию. Аргументы в пользу больницы чаще всего таковы: там по часам дают лекарство, делают массаж, в больнице имеется бассейн. Но не забудьте и о минусах: о неизбежных больничных инфекциях. Если вы все же решились на госпитализацию, то лучше добиться направления в отделение общего соматического профиля. Там опытные неонатологи (врачи новорожденных) разберутся, в чем причина плача и возбуждения малыша, уточняя слишком расплывчатый диагноз ПЭП.

Как смягчить последствия перенесенной ребенком ПЭП

Даже если у родителей ребенка, перенесшего ПЭП, нет никаких жалоб на поведение, психомоторное и речевое развитие малыша, до трех лет с целью профилактики неврологу нужно показываться время от времени и обязательно перед тем, как ребенок пойдет в детский сад, а потом в школу. Рекомендуется дважды в год проводить курсы массажа, необходимо также развивать тонкую моторику и координацию, не допускать переутомления или перевозбуждения ребенка, в домашних условиях делать успокаивающие или тонизирующие ванны, укреплять нервную систему, повышать иммунитет.

 

Источник: www.pensioneram.info