Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования, — с ней малыши соприкасаются с первых дней жизни. Это один из самых приятных способов обучения. Увы, игры  с водой проводятся не каждый день, ведь после них нужно долго наводить в ванной порядок. Зато сколько полезных впечатлений получает от них ребенок!

Внимание! По соображениям безопасности дети до четырех лет должны играть с водой только в вашем присутствии.

 

Наливаем-Выливаем-Измеряем

 

Воду можно наливать в различные емкости, естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, близких по размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода может принимать какую угодно форму и ее количество не зависит от формы емкости.

Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков «поместится» в большой бутылке (для заполнения бутылки используйте воронку), делая на ней отметки маркером, налив очередную порцию. А если потом вылить обратно стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

 

Ребенка старшего дошкольного возраста познакомьте с единицами измерения объема – литрами, миллилитрами, декалитрами. Купите в хозяйственном магазине мерный стакан, научите ребенка отмерять нужное количество жидкости. Выясните, сколько миллилитров содержит чайная, десертная, столовая ложки, любимая чашка ребенка, суповая кастрюля, тарелка или чайник.

Если у вас есть весы – взвесьте один литр воды. Его масса будет равно ровно одному килограмму. А сколько будет весить литр сока? Литр масла?

 

Вода и воздух

 

Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполнится или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). Обратите внимание на то, что в бутылке есть воздух и по мере заполнения бутылки водой он постепенно выходит.

А если бутылку закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там. Воздух легче воды и поднимается вверх. Затем откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.

Потом наполните бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните бутылку не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

 

Давление

 

В стенках любой пластиковой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.

Или несколько (все одинаковые или каждая своего размера):

- в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга;

- в ряд вертикально;

- в ряд по спирали, снизу доверху вокруг всей бутылки (только такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем);

- расположенные хаотично по всей поверхности бутылки.

Можно делать отверстия на дне бутылок или банок.

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте воду из-под крана, погружайте их в воду, а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки и в какой момент она перестает выливаться. Обратите внимание ребенка: чем выше уровень воды в бутылке, тем сильнее напор воды, выливающейся из отверстия, тем длиннее и прямее струя. Чем больше глубина воды, тем больше давление. Давлением называется сила, давящая на определенную плоскость.

 

Тонет – не тонет

 

Попробуйте выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие – нет. Кидайте в таз с водой предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги. Кидайте поролоновые губки, пробки, камушки, шишки, палочки и многое другое.

Понаблюдайте, что тонет сразу, а что – по мере промокания, что не тонет вообще. Кусок пробки плавает в воде, а кусок железа такой же величины – тонет.  Пробка плавает, потому что при одинаковых размерах, она намного легче железа. То, насколько плотным и тяжелым является данный материал или тело,  принято называть плотностью. Если плотность какого-то материала меньше плотности воды, он будет плавать. Это объясняется тем, что выталкивающая сила воды будет достаточной, чтобы держать его на плаву.

 

Выберите несколько предметов разного размера и формы, которые тонут в воде. Налейте воды в прозрачную обрезанную пластиковую бутыль. Отметьте уровень воды маркером. Опустите один из предметов в воду, обратите внимание на то, что вода поднялась, отметьте получившийся уровень воды. Затем проделайте то же самое с другими предметами. Сделайте вывод: чем больше объем погружаемого предмета, тем выше поднимается вода. Объемом называется часть пространства, занятая каким-либо предметом.

 

Возьмите весы «безмен». Повесьте на веревку тяжелый предмет, например, гантель или старый чугунный утюг. Веревку привяжите к крючку весов. Постепенно погружайте предмет, висящий на веревке, в наполненную ванну, наблюдайте, как изменяются показания весов. Вес предмета в воде уменьшится. Сила тяготения Земли действует на все предметы и направлена к ее центру. Благодаря этому у них есть вес. На предмет, погруженный в жидкость, действует также выталкивающая сила, которая уменьшает силу тяжести, притягивающую предмет к Земле.

По материалам книг Лены Даниловой