Лилия Илюшина

Каждый из нас еще в раннем детстве намечает для себя сценарий, своеобразный план, который потом настойчиво претворяет в жизнь. Мы и сами уже иногда не помним, как сочиняли эту свою историю, но она продолжает жить в нашем бессознательном и управлять оттуда нашими поступками и судьбой… Так считал Эрик Берн — американский психотерапевт, основоположник теории сценариев.

«Вначале невозможно поверить, что вся судьба,

все ее взлеты и падения наперед расписаны ребенком

не старше шести лет, а то и трехлетнего возраста.

Но именно это утверждает теория сценариев»

Эрик Берн

 

Посеешь сказку — пожнешь судьбу

 

Сценарий этот формируют родители, наследственность, обстоятельства нашей жизни и многое другое. И далеко не последнюю роль в нем играют СКАЗКИ, которые нам читали в детстве. Из сказок мы получаем свои первые знания о мире и его устройстве, о жизни людей, о добре, зле, справедливости, зависти и любви.

Сказка — это возможность уйти от действительности, пофантазировать, ощутить себя всемогущим, на время оказавшись на месте любимого героя или героини. И конечно, сказки дают надежду на то, что все будет хорошо, и все проблемы рано или поздно чудесным образом разрешатся и справедливость восторжествует. И вот детство давно позади, а мы до сих пор иногда продолжаем верить в сказочную магию. В то, что, вдруг, ОДНАЖДЫ…

У каждой из нас была СВОЯ сказка, СВОЯ героиня, которой мы восхищались и на которую хотели походить.

 

Кто из них был ближе — Золушка, Василиса Премудрая или Царевна-лягушка — сейчас уже и не вспомнишь, столько лет прошло. Но все это совершенно не мешает этой самой Царевне-лягушке, Василисе Премудрой, Золушке, Русалочке или Красной шапочке жить в нашем подсознании и незаметно оттуда нами управлять.

Иногда мы, сами того не замечая, в точности копируем жизненную стратегию героини нашей любимой сказки. И если внимательно посмотреть, то можно невооруженным глазом разглядеть явные ПАРАЛЛЕЛИ, между СКАЗКОЙ и СУДЬБОЙ.

 

Золушка

 

Милая, добрая, трудолюбивая, скромная Золушка. Девушка с «маленькой ножкой, большой душой и справедливым сердцем». Она очень много работает, терпит попреки и унижения в собственном доме, но не предпринимает никаких шагов, чтобы что-то изменить, не спорит с судьбой. Иногда, правда, оставшись наедине с собой, она спрашивает себя: «Ну, неужто никогда не уйти мне никуда от золы и сажи?» А может, она недостаточно страдала, и надо пострадать еще, чтобы уж наверняка заслужить счастье? Так или иначе, этим вопросом Золушка и ограничивается, продолжая ждать, что кто-то придет и вызволит ее. Робость и неуверенность вполне объяснимы, ведь с детства Золушкину самооценку страшно занижали мачеха и сестры. И даже родной отец — человек неплохой, но безвольный и слабый, никогда не был для нее поддержкой.

Так как на свои силы она особенно не рассчитывает, Золушке только и остается, что возлагать надежды на Принца. И на ЧУДО, которое его к ней приведет: «Я буду хорошей девочкой, и тогда у меня все будет хорошо!» — решает она, и с удвоенной силой принимается за работу.

 

Золушке повезло, ее крестная — фея. Если бы не она, то никто бы так и не оценил те замечательные душевные качества, которыми сполна наделена наша героиня. А у вас есть родственники в сфере волшебных услуг?

Кроме того, эта волшебная сказка, как и все другие, заканчивается свадьбой главных героев, и мы можем только предполагать, какова будет их дальнейшая семейная ЖИЗНЬ. Полностью вверив себя Принцу, и переложив на него раз и навсегда  ответственность за свою судьбу, Золушка, скорее всего, станет домохозяйкой. Привыкшая с детства только ОТДАВАТЬ, она, вероятно, посвятит себя семье — мужу и  детям, и наверняка будет забывать о себе, своих интересах и внешности. И конечно, недоумению ее не будет предела, если ее муж-Принц —  тот самый, которому она ПОСВЯТИЛА ВСЮ СЕБЯ — подыщет со временем себе кого-нибудь поярче и поинтереснее.

Но это все только в том случае, если она ЕГО все-таки встретит. Принимая во внимание Золушкину низкую самооценку и неуверенность в себе, можно предположить, что у девушки с маленькой ножкой есть большие шансы остаться в одиночестве.

 

Спящая красавица

 

Она просто спит. И вместе с ней спит ее женская природа и сексуальность. ЕГО образ тоже приходит к ней во сне. Он — это тот, кто «призван» разбудить в ней Женщину и сочтет за счастье пройти ради такого дела через заколдованный лес.

«Любовь тебя везде найдет» — усвоила она народную мудрость. Поэтому наша Красавица не спешит помогать своему Принцу в поисках — пусть сам все делает. Пускай он сначала походит-побродит по дремучему лесу, потом бесстрашно проникнет в заколдованный замок, потом принцессу поцелует, а потом она ему скажет:

- Ах, это вы, принц. Наконец-то. Долго же вы заставляете себя ждать.

Только вот если ни одного такого любителя целоваться с полуживыми женщинами так и не найдется — можно проспать всю жизнь. Превращение из юной Красавицы в Спящую старуху тоже произойдет во сне.

 

Царевна Несравненная Красота  

 

Еще сильнее осложнила жизнь своему суженому-ряженому Царевна Несравненная Красота из сказки «Сивка-Бурка» — тот должен был непременно допрыгнуть до ее окошка. Окошко то в светлице, светлица в высоком тереме. Ивану, с помощью верного Сивки, это, в конце концов, удалось. После чего ему были предложены новые испытания, которые он тоже с честью преодолел. Ивану это положено по статусу — все время преодолевать препятствия — он же сказочный герой, а вот обычному мужчине все это может со временем надоесть.

 

Русалочка

 

История о неразделенной любви. Сказка, которая напоминает — любовь часто заканчивается неудачей. Русалочка все время жертвует собой ради Принца и совершает ради него подвиги, пытаясь «прыгнуть выше головы». Вначале она спасает ему жизнь. Затем лишается языка — теперь она даже не сможет рассказать ему о своих чувствах. Она обретает ноги взамен рыбьего хвоста, но каждый шаг дается ей с огромным трудом — она, как будто ступает по острым ножам.

Но все эти подвиги самоотверженности не приводят героиню к семейному счастью – Принц относится к ней, как к сестре. В конце концов, он женится на другой, а Русалочка погибает.

Прежде чем стать любимой — нужно пойти на серьезные жертвы! — такое послание содержит эта грустная сказка. Но принесение себя в жертву вовсе не дает нам гарантии вечной любви и счастья.

 

И другие…

 

Она разгуливает в одиночестве по лесной чаще, провоцируя голодных волков. На ней — яркая шапка, что так и влечет к девочке серых и зубастых лесных жителей. В конце концов, она даже оказывается в постели с одним из них, принимая его по наивности за милую и добрую родную бабушку. В результате — во всем виноват ТОЛЬКО волк! Знакомая ситуация, не правда ли?

А иногда мы, подобно купеческой дочери из сказки «Аленький цветочек», которая полюбила Чудище, впоследствии оказавшееся принцем, — пытаемся разглядеть своего принца в каждом «Чуде лесном» и «Звере морском». Но его там почему-то, как правило, не оказывается.

Вот и героине сказки «Синяя Борода» интуиция не зря подсказывала, что с графом «что-то не так», но потом, поддавшись на его уговоры, она сама себя убеждает, что борода «не такая уж и синяя», и все-таки выходит за него замуж. В результате — девушка едва успевает унести ноги из графского замка и чудом остается в живых. Так же иногда поступаем и мы, когда, не прислушиваясь к своему внутреннему голосу, выбираем совершенно не подходящих нам мужчин.

 

И все-таки без сказок наша жизнь была бы немыслима. Иногда именно вера в счастливый сказочный финал позволяет человеку выстоять в самых трудных жизненный обстоятельствах. Нет хороших и плохих, вредных и полезных сказок — есть только наше личное, субъективное детское их восприятие. И иногда очень важно осознать, из какой сказочной истории «растут ноги» наших вполне реальных, взрослых проблем. А еще можно попробовать написать новый сценарий, новую сказку, своеобразный план. Но прежде, чем начать это делать, имеет смысл задать себе два вопроса: «Чего я ХОЧУ?» и «Как я СМОГУ этого достичь?». А потом — действовать. И тогда чудеса не заставят себя ждать, ведь мы сами можем их творить…