Лилия Илюшина

 

Есть люди, которые, кажется, стремятся быть первыми во всем на свете. С детства привыкшие соревноваться за отличную оценку или родительскую похвалу, они и повзрослев, продолжают бесконечную гонку за первое место на пьедестале почета. Не удивительно, что эти вечные отличники и неутомимые труженики добиваются куда большего успеха в жизни, чем те, кто не готов «разбиваться в лепешку» только ради того, чтобы доказать, что он – лучший. Между тем, ученые пришли к выводу: чем успешнее человек, тем больше у него шансов стать пациентом кардиолога.

 

Про то, как два кардиолога и один мебельщик открытие сделали

 

 Жили в Америке два кардиолога – Фридман и Розенман. И был у них общий кабинет, где коллеги вели прием пациентов. Однажды в их приемную явился обивщик мебели, – стулья, на которых сидели посетители, изрядно потрепались и врачи вызвали мастера для того, чтобы заменить старую обивку на новую. Бросив профессиональный взгляд на потертые сиденья, мебельщик не смог сдержать удивления. Дело в том, что порядком изношенной оказалась лишь передняя часть каждого стула, в то время как остальное пространство сидения выглядело, как новенькое.

 

 «Чем же вы таким занимаетесь, и что за странные люди к вам ходят?» – полюбопытствовал мебельный мастер. Как нетрудно догадаться, занимались Фридман с Розенманом тем, что лечили болезни сердца, и ходили к ним, в основном люди, страдающие кардиологическими проблемами. Однако, помимо сердечных хворей, было еще нечто, что объединяло посетителей этого кабинета. Ожидая своей очереди в приемной, они присаживались на краешек стула и принимались нервно ерзать, то и дело поглядывая на часы. Живущие в дефиците свободного времени, нетерпеливые и занятые, в любой момент они готовы были сорваться и понестись куда-то по своим, таким важным и неотложным делам.

 

Так любознательный обивщик мебели стал крестным отцом важного открытия, которое сделали коллеги-кардиологи — Фридман и Розенман. Они открыли и описали поведенческие типы «А» и «Б». А затем, потратили 20 лет жизни, чтобы доказать прямую связь между особенностями поведения человека и заболеваниями сердца.

 

Что за типы «А» и «Б»

 

Людей с поведенческим типом «А» отличает чрезвычайное честолюбие, напористость и стремление во всем идти до конца. Склонные к конкурентной борьбе, одержимые желанием сделать все лучше и быстрее других, они энергичны, агрессивны, деятельны и очень успешны в карьере. Зачастую, именно работа – главное дело всей их жизни.

 

 Они совершенно не выносят ситуаций, связанных с ожиданием: стоять в очереди или застрять в «пробке» для них – сущее наказание. Человек типа «А» все делает быстро: ходит, говорит, ест…

 

 Ему свойственно нетерпеливо перебивать собеседника, подгонять всех вокруг, призывая «пошевеливаться», самому нервно хвататься за чужую работу. Люди «А» стараются доминировать в коллективе, они трудятся «на износ», не жалея «живота» своего, стараясь собственноручно переделать все дела, лично все проконтролировать… Стоит ли удивляться, что именно они наиболее подвержены сердечным приступам и прочим кардиологическим недугам?

 

Вот уж кто не горит жаждой соревнования, так это представители противоположного типа – «Б». Они спокойны, неторопливы и не слишком амбициозны. Такие люди уравновешены, терпеливы, им не свойственно принимать необдуманных решений. Вкалывать без выходных в условиях аврала, брать недоделанную работу на дом, бесконечно конкурировать с кем-то за первое место на пьедестале – не для них.

 

 Они знают уровень своих возможностей и предпочитают сильно не надрываться. Возможно, люди «Б» не так уж часто добиваются впечатляющих успехов в карьере, – для этого они недостаточно активны и целеустремленны. Однако страдающих сердечными недугами среди них гораздо меньше, чем среди сверхактивных и деятельных людей «А».

 

Как избавиться от вечной спешки и сберечь здоровье

 

 Тем, кто узнал в описании неугомонного, вечно спешащего вечного труженика себя, врачи и психологи предлагают, во избежание неприятностей, изменить поведение, хотя бы немного приблизив его к типу «Б». А для этого – следовать некоторым рекомендациям:

 

 1. Признайте, что в жизни нет ничего завершенного. Вы сильно заблуждаетесь, если думаете, что можете закончить абсолютно все в срок, при этом ничего не забыв.

 

 2. Слушая, что говорит ваш собеседник, делайте это молча. Не позволяйте себе прерывать его и всячески подгонять.

 

 3. Сосредотачивайтесь только на одном деле в течение одного промежутка времени.

 

 4. Не мешайте другим делать то, что вы бы сделали быстрее.

 

 5. Если перед вами стоит какая-то задача, то прежде, чем с энтузиазмом броситься ее решать, задайте себе два вопроса:

 

 а) Будет ли это важно лет через пять?

 

 б) Должен ли я сделать это прямо сейчас?

 

 6. Перед тем, как что-то сказать что-то, иногда неплохо бы себя спросить:

 

 а) Это действительно настолько важно, что я должен непременно это сказать?

 

 б) Кто-нибудь хочет это услышать?

 

 в) Уместно ли будет мое высказывание?

 

 7. Смиритесь с тем, что в таких местах, как рестораны, театры и проч., требуется потратить какое-то время на ожидание. Воспринимайте такие случаи, как возможность получше познакомиться со своим спутником или спутницей. Если же вы один – просто отдохните от бесконечных телефонных звонков, дел и людей, посягающих на ваше время.

 

 8. Учитесь расслабляться. Это может быть медитация, релаксация, йога, кто-то выберет плаванье, прогулки на лыжах или регулярные походы на каток. Главное – не гнаться за рекордами. Не стремитесь быть впереди планеты всей, постарайтесь просто получить удовольствие от отдыха.