Лилия Илюшина

Он шумный, подвижный и громкоголосый. Толкается, грубит и отнимает игрушки у товарищей по играм. У воспитательницы его имя всегда на устах.Мамы других детей, похватав в охапку своих чад,в срочном порядке покидают детскую площадку, едва его маленькая фигурка замаячит на горизонте. А его собственные родители, отчаявшись изменить ситуацию, задают детскому психологувопрос: «Скажите, что нам с ним делать?!»

Ответить и просто, и сложно… Дело в том, что дети, так же как и все остальные люди, редко злятся без причины, поэтому первая и главная задача, которая стоит перед родителями – разобраться, что заставляет ребенка проявлять агрессию? Что творится в его душе? А вторая – направить детский гнев в мирное русло.

Выдающийся английский педиатр и психолог Дональд Винникотт утверждал: «Асоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей». Увы, родители не всегда способны разглядеть в «безобразном» поведении своих чад призыв о помощи. Давайте попытаемся разобраться: какие чувства выражает ребенок с помощью агрессии.

Две крайности

Опыт показывает, что агрессивным поведением зачастую отличаются дети из семей, где родители либо слишком строги, либо наоборот, отличаются излишней мягкостью.

В первом случае ребенок вынужден подавлять дома свои негативные чувства, но, при случае, он их непременно выплеснет: отыграется на ком-нибудь из приятелей, даст пинка кошке…

Во втором случае излишняя родительская уступчивость приводит к тому, что ребенок приходит к выводу: «Мне все дозволено!» и тогда его агрессия вовсе выходит из под контроля.

Обрати внимание на мои страдания

Иногда за детской агрессией скрывается отчаянная попытка ребенка привлечь к себе родительское внимание. Пусть даже это будет внимание со знаком минус.

Это происходит, когда родители слишком увлечены своими проблемами, оставляя свое чадо на попечение бабушек и нянь, либо когда, даже регулярно присутствуя в жизни ребенка физически, они, по той или иной причине, ведут себя отстраненно и безучастно. Слыша лишь «Мне некогда!» и «Отстань!», малыш бывает вынужден провоцировать конфликты. Потому что только тогда мама с папой начинают на него хоть как-то реагировать.

Бесконечные сравнения

Всем нам хочется, чтобы наши дети были самыми умными и талантливыми. Зачастую из самых лучших побуждений мы то и дело даем им «добрые» советы: «Бери пример со старшего братика!», «Посмотри на Сережу – какой славный мальчик!» или даже: «Вот будешь плохо себя вести – поменяем тебя на Васю из третьего подъезда». Стоит ли удивляться, что, малыш регулярно задирает старшего брата, а, повстречав того самого Васю, Сережу или кого-то еще из потенциальных конкурентов в борьбе за родительскую любовь, вступает с ними в рукопашную? Словом, вместо того, чтобы равняться на примерных детей, ребенок начинает их ненавидеть – всех без разбору. На всякий случай.

Сами с усами

Критикующим ребенка за проявления агрессии родителям стоит задать себе вопрос: «А умеем ли мы сами владеть собой в критических ситуациях, управлять собственным гневом?» Ведь от этого напрямую зависит то, научатся ли наши дети адекватным образом выражать свои негативные чувства. Не стоит думать, что ребенок не видит семейных ссор и не слышит, как взрослые регулярно выясняют отношения на повышенных тонах. Именно эту модель поведения и перенимает малыш.

Управление гневом

Не стоит забывать, что гнев – чувство абсолютно нормальное — любой из нас может разозлиться. Разница заключается лишь в том, что взрослый человек, в отличие от ребенка,способенуправлять своими эмоциями и конструктивно их выражать. Эти, хорошо зарекомендовавшие себя игры и упражнения, помогут направить агрессивную детскую энергию в мирное русло.

«Мешочек криков»

Собственно, это может быть как нарядный мешочек, так и симпатичный стаканчик, кувшинчик или даже сундучок. Главное – использовать данный предмет лишь для одной единственной цели – выражения гнева. Объясните малышу, что отныне именно туда он будет «складывать» свое плохое настроение. Для этого нужно лишь громко покричать или поворчать в волшебную емкость. Затем мешочек завязывается (стаканчик или баночка – накрываются крышкой) и убирается до следующего взрыва эмоций.

«Портрет обидчика»

Это простое, но очень эффективное упражнение, которое можно взять на заметку и взрослым. Если ребенок испытывает негативные чувства по отношению к тому или иному человеку (обидчику, задире, не дающему покоя) илипереживает из-за какой-то травмировавшей его ситуации – предложите ему нарисовать то, что его беспокоит.

Это может быть портрет того самого обидчика, какая-то сценка или что-то еще. Затем изображение хорошо бызаштриховать –с нажимом, от души, пусть карандаш рвет бумагу. После чего рисунок нужно изорвать в клочья и спустить в мусоропровод или унитаз.

«А ты – редиска!»

Эта игра позволяет погасить вербальную агрессию и выплеснуть накопившийся гнев без ущерба для окружающих. Для нее необходимо несколько игроков – это может быть небольшая компания малышей, а может играть ребенок и члены его семьи (взрослым тоже бывает полезно избавляться от словесной агрессии). Игроки передают по кругу мяч, при этом, называя друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия фруктов, овощей, грибов… «А ты – редиска!»; «А ты – шампиньон!» Заранее обговорите, что это всего лишь игра, а значит – никаких обид. Тем более что по правилам, в заключение обязательно нужно сказать друг другу что-то приятное: «А ты – солнышко!»; «А ты – ласточка!»

Статья написана для журнала «АВС-гид»: www.abc-gid.ru