Уже много часов он не отводит от монитора воспаленных глаз. Он – азартный компьютерный игрок, создавший сегодня целую империю и сразивший не одну сотню «врагов». Вот только родители совсем не в восторге от его ратных подвигов. И думают только об одном: как освободить свое чадо из виртуального плена?

Иногда папа с мамой приводят ребенка к психологу со словами: «Помогите, спасите, пропадает дитя возле монитора!»При этом зачастую взрослые всерьез рассчитывают, что проблема решится одним махом. Стоит только специалисту произнести некие магические слова или волшебным образом воздействовать на заигравшееся дитя, как все рассосется.

Психолог же вместо этого предлагает: разобраться откуда у проблемы «растут ноги», поработать над собой, наладить с ребенком утраченный контакт… А проще говоря, самим стать добрыми и мудрыми волшебниками для самого дорогого на свете человека. А вы к этому готовы?

Откуда ноги растут

Порой родители, сами того не желая, формируют в своем ребенке задатки заядлого геймера. Ведь это очень удобно: включить ему мультик или поставить диск с игрой и заняться своимиделами – один раз, второй, третий… Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не мешало. Удобная позиция, не правда ли? Предоставленные самим себе, такие дети со временем прочно «зависают» в виртуальном пространстве.

Бывает, что особо «продвинутые» мамы и папы усаживают перед компьютером своих еще не выросших из памперсов малышей. И не устают восхищаться тем, как ловко их чада обращаютсяс «умным ящиком»: «Во дает! Гений!». Поддерживаемый родительскими похвалами, такой ребенок стремится делать то, что у него лучше всего получается и «подсаживается» на игры.

«Начал играть и стал нервозным, замкнутым, необщительным…», — часто жалуются взрослые, обвиняя во всех проблемах ребенка компьютер. И нередко путают причину со следствием: обычно из-за проблем с общением, одиночества, низкой самооценки, страхов и тревог дети убегают из реала в виртуал. А значит, не с компьютером нужно воевать, а «зрить в корень»!

И это лишь некоторые причины игровой зависимости у детей…

Сами с усами

Понаблюдайте, в какие именно игры играет ваш ребенок. Поинтересуйтесь, что именно его в них привлекает? На какого героя он хотел бы быть похожим? И еще хорошо бы выяснить, что происходит в его повседневной жизни: как складываются отношения с одноклассниками, учителями, есть ли друзья… Ведь для многих компьютер — это дверца в волшебный мир. Мир, в котором нет безвыходных ситуаций, и если что-то не получилось с первого раза, можно бесконечно начинать заново. Где легким прикосновением к компьютерной мыши строятся государства и одним нажатием кнопки уничтожаются многотысячные вражеские армии. Разве могут тоскливые будни сравниться с тем, что происходит по другую сторону монитора?

Поэтому, прежде чем вызволять свое чадо из виртуального плена, родителям стоит подумать, чем заполнить образовавшуюся пустоту? Что вы можете предложить ему взамен? Вдумайтесь, что мы часто говорим своим детям, призывая их «выйти из сумрака»: «Хватить играть — делай уроки!»; «Ты бы лучше в своей комнате убрался!» Не самые заманчивые перспективы, не так ли?

Конечно, у ребенка должны быть обязанности – никто и не спорит. Но не ими же, в самом деле, мы его мотивировать будем? Тогда чем? Да хотя бы личным примером. Можно сколько угодно вещать о том, что помимо «бродилок» и «стрелялок» на свете есть много интересных дел, но если наш собственный досуг сводится исключительно к просмотру телевизора -как мы сможем зажечь огонь интереса к чему-то путному в душах нашихдетей? Неважно, чем вы сами увлекаетесь – бардовской песней, выращиванием орхидей в домашних условиях или игрой на бразильских барабанах… Важно – заразить ребенка искренним восторгом от любимого занятия. Пусть он не разделит ваших увлечений и выберет что-то свое: испанскую гитару, стрельбу из арбалета или спортивное ориентирование – о вкусах не спорят. Главное – научить его радоваться жизни и совершать удивительные открытия. Каждый день.

Запретный плод сладок

Помните эту народную мудрость?А значит, долой фразы: «Я выброшу этот дурацкий ящик на помойку!» или «У тебя 15 минут в день на игру!» Конечно, ограничения устанавливать надо, но они должны быть разумными и вводиться постепенно. Иначе ваше хитроумное чадо все равно найдет возможность выйти в Сеть и поиграть: не у себя дома, так у приятеля, не в компьютере, так в мобильном. Родитель же, лишивший отпрыска общения с железным другом, вызовет у него лишь агрессию. И юный игроман еще больше укрепится в мысли: «В реале меня никто не понимает. Все вокруг – отстой» и с нетерпением будет ждать возможности погрузиться в вымышленный мир.

Вместо этого, старайтесь формировать у ребенка отношение к компьютеру, как к умной и полезной машине, помощнику в делах, а не как к единственному свету в окошке.

И не забывайте: даже запретить или ограничить человека в чем-то можно мудро. Кто–то скажет: «А ну быстро прекратил играть!». А кто-то: «Заканчивай, мой хороший, тебя ждут великие дела!» Смысл вроде один, а звучит по-разному. И результаты будут разные, уж поверьте.

По материалам журнала «Женская магия»