Лилия Илюшина

Почему одни дети говорят лучше, адругие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других – сплошные каракули? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос…Однако, абсолютное большинство ученых, педиатров и учителей сходятся во мнении, что многие успехиребенка напрямую зависят от развития у него мелкой моторики рук.

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».С Василием Александровичем трудно не согласиться, все так и есть: двигательные и речевые центры в нашем мозгу находятся рядом, а значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Да, и не только речь…

Когда же родителям начинать развивать мелкую моторику ребенка? Чем раньше – тем лучше. Вспомните старую добрую «Сороку — белобоку» или «Ладушки». Эти, казалось бы, незамысловатые забавы весьма полезны. Существует масса и менее известных «потешек». Например, «Семейка»: По очереди берем в руку каждый пальчик малыша и принимаемся его легкими движениями массировать. При этом, приговаривая: «Вот он -пальчик – дедушка, вот он — пальчик – бабушка, вот он -пальчик – папочка, вот он — пальчик – мамочка. Ну, а этот – я. Вот и вся моя семья».

Дальше – больше: когда пальцы ребенка станут более ловкими, спектр полезных развлечений можно расширить. Это может быть лепка из пластилина, глины или соленого теста, рисование, складывание паззлов, шнуровка…В магазинах сейчас нет недостатка в развивающих играх и пособиях, и их, без сомнения, стоит приобретать. Однако, проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами.

Играем на кухне

Отличный эффект даютфасолевые, гороховые или крупяные ванночки: в кастрюльку или большую миску насыпается сушеный горох, фасоль или гречка. Затем маскируем среди бобовых или крупы небольшие предметы:игрушки из «Киндер – сюрприза», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – выискивать среди сыпучих продуктов забавные фигурки.

Из той же самой фасоли можно делать замечательные аппликации. На лист плотной бумаги наносим несложный рисунок. Например, деревце, человечка или цветок. Смазываем его по контуру клеем и приклеиваем фасолинки.

В конце концов, можно вспомнить занятие, за которым проводила свои будни трудолюбивая Золушка, и предложить ребенку помочь фасоль перебрать: смешиваем белые и красные зерна и просим юного маминого помощника отделить разноцветные фасолинки друг от друга,распределив их по отдельным баночкам.

А каким увлекательным делом для маленькой модницы может стать изготовление бус из макарон! Нужны те, что с дырочками: их можно покрасить гуашью, высушить и нанизать на веревочку. Всё! Оригинальное украшение готово.

Разумеется, играть с мелкими предметами ребенок должен только под бдительным присмотром родителей!

Идеи для маленьких художников и дизайнеров

Еще одна возможность совместить приятное с полезным – рисование пальчиковыми красками. Такая живопись, помимо основной цели – развития мелкой моторики — поможет маленькому художнику успокоиться и расслабиться.

Можно рисовать и таким способом: насыпаем на красивый поднос манную крупу или муку. Распределяем сыпучую массу равномерным слоем и принимаемся за создание картины. Если вдруг юному живописцу что-то не понравится в создаваемом им произведении, не беда: все легко исправимо – нужно лишь встряхнуть поднос и перед нами снова чистый «лист», новое поле для творчества.

Другой вид пальчикового рисования – пластилином по картону. Для начала на плотный картонный листнеобходимо нанести эскиз нашего будущего произведения искусства. Затем, как следует, размять пластилин. И можно приступать к работе.

А еще есть одна интересная игра с пластиковыми прищепками, которые продаются в любом хозяйственном магазине, главное — постараться подобрать разноцветные и не слишком тугие. Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы – все зависит от того, кого или что мы собираемся сотворить. После чего предлагаем малышу довести работу до конца: прикрепить по краям нашей заготовки прищепочки соответствующего цвета. Например, превратить желтый картонный кружок в солнышко с лучиками, приделав к нему лучики – желтые прищепки. Зеленый треугольник – в елочку с зелеными же колючками. А из серой заготовки – сделать ежика.

И малым, и старым…

Развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление. И все это, как известно, актуально не только длядетей, но и для взрослых, особенно — людей пожилого возраста. А значит, тем, кто хочет до глубокой старости оставаться в здравом уме и твердой памяти, стоит поторопиться обзавестись творческим хобби по душе. Это может быть вязание, макраме, вышивка бисером, выжигание, оригами…Даже если просто почаще брать на досуге в руки кубик Рубика или регулярно складывать паззлы, можно надолго сохранить светлую голову.

Очень хорош игольчатый массажный мячик – «Ёжик». Его нужно перекладывать из руки в руку, массируя им пальцы. Главное — упражняться ежедневно, затрачивая на это хотя бы пять минут в день.

Перебирание четок или перекатывание в ладонях китайских шаров здоровья (это такие небольшие звенящие шарики из металла или камня, которые в изобилии представлены в любом магазинчике восточных товаров) – тоже дело хорошее. Можно, впрочем,заменить их и грецкими орехами, которые по праву называют «праздником для мозга». И не только за полезные пищевые свойства, ведь они еще и отличные пальчиковые массажеры.

Таким же чудесным природным массажером является и обычная сосновая шишка: ее нужно катать между ладонями 3-4 минуты в день.

И, наконец, совсем простое упражнение, которое можно проделывать где угодно: и сидя перед телевизором, и на скамейке во дворе. Оно заключается в последовательном противопоставлении большого пальца всем остальным пальцам на руке. Проще говоря, — делать кольца из пальцев, соприкасаясь по очереди их подушечками.

Статья была написана для журнала «АВС — гид»: www.abc-gid.ru